Company Logo

Наш детский сад

14 soob700

телефон доверия

загружено

        Логотип1

PDD

      Baner ZATO

god ehkol ros

1 

Кто на сайте

Сейчас 59 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Музыкальная гостиная для педагогов

МАДОУ Д/С №5 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

Музыкальная гостиная для педагогов

«ДВЕНАДЦАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Подготовили и провели:

старший воспитатель Н.А. Болсун,

музыкальный руководитель Т.В. Митяева.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались в нашей музыкальной гостиной,

чтобы поговорить о творчестве Сергея Прокофьева

и его музыке для детей.

 Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой чуть ли не до сплошной черноты, - мы всегда чувствуем, что где-то там, за этими тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой. Искусство нашего века - неспокойное искусство. На нем сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явственно ощущаем на нем следы военных бурь, принесших человечеству бесконечно много страданий и горя.
     И быть может, именно поэтому солнечная, словно заряженная жизненной энергией музыка Сергея Прокофьева так дорога великому множеству людей, быть может, в этом и надо прежде всего искать «секрет» ее широчайшей и повсеместно продолжающей расти популярности.
     Оперы и балеты Прокофьева украшают сейчас сцены лучших театров, а симфонии и концерты входят в репертуар лучших оркестров мира. И нет, вероятно, ни на одном континенте земли ни одного серьезного пианиста, скрипача и виолончелиста, который не играл бы в своих концертах крупных или мелких инструментальных пьес Прокофьева.
     Чудесной страницей творчества великого нашего современника стала его музыка для детей и юношества. Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка - не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах - это одна из важнейших граней творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях.
     Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра.
     «Петя и волк» - это своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь современных наших ребят. Петя - уже не сказочный герой, а обыкновенный советский пионер. И дедушка его - обыкновенный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но великолепно сочетающийся с миром живых людей. И поэтому, если к «Пете и волку», с одной стороны, примыкают все «сказочные» произведения Прокофьева для детей и о детях, то с другой стороны, эта симфоническая сказка ведет нас к другим произведениям детской области прокофьевского творчества - основанным на жизненных, реальных сюжетах, почерпнутых из жизни советских ребят. Это «Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни пионеров на стихи С. Маршака, и на его же стихи написанная большая оратория «На страже мира», где дети являются важнейшим, центральным «действующим лицом» сочинения. Это и полная изумительного юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья»; это, наконец, и альбом пьес для молодых пианистов, озаглавленный Прокофьевым очень просто - «Детская музыка».
     Двенадцать пьес, составивших «Детскую музыку», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.
     Все эти чудесные качества сборника мы обнаруживаем уже в первой пьесе - 
«Утро»(включить для прослушивания). Между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, какой-то по-особому свежей «утренней» мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны словно остатки уходящей ночи - там все еще в тени, туда еще не дошли первые предвозвестники наступающего дня.
     Но вот исчезли последние тени. 
«Прогулка» (включить для прослушивания) приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Так и слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
     Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру 
«Сказочка» (включить для прослушивания) принадлежит к лучшим пьесам сборника.
     А за 
«Сказочкой» - «Тарантелла» (включить для прослушивания) - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале!
     
«Раскаяние» (включить для прослушивания) - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Как хорошо передает она чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
     Дальше прелестный 
«Вальс» (включить для прослушивания), заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. А за «Вальсом» - изящное и, одновременно, очень забавное «Шествие кузнечиков» (включить для прослушивания), прытких проказников на длинных, непонятно изогнутых ножках.
     Следующая пьеса - 
«Дождь и радуга» (включить для прослушивания). Сперва музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя из-за дождя на улицу выйти! А потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
     Дальше - безудержно-шаловливая беготня - 
«Пятнашки» (включить для прослушивания), веселый «Марш» (включить для прослушивания) и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день. Музыка «Вечера» (включить для прослушивания) совсем не похожа на музыку «Утра», но отчетливо с ней перекликается. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.
     А в заключение - 
«Ходит месяц над лугами» (включить для прослушивания), миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...
     Каждая из этих пьес не только доставит удовольствие детям, но и принесет им большую пользу, разовьет их творческую фантазию.

     Самое же главное, что привлекает всегда в этой музыке тех, кто ее слушает, - это тот от солнца идущий свет, которым светится все творчество Прокофьева. Мы уверены, что, попав под живительные лучи этого света, дети сразу полюбят музыку Сергея Прокофьева, замечательного композитора, чье искусство несет с собой радость всем, кто с ним соприкасается, - и взрослым, и юношеству, и детям.

Спасибо всем за внимание!

2016г




Powered by Joomla!®. Designed by: joomla 1.7 templates hosting Valid XHTML and CSS.