Company Logo

Наш детский сад

14 soob700

телефон доверия

загружено

        Логотип1

PDD

      Baner ZATO

god ehkol ros

1 

Кто на сайте

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с культурой Башкортостана (подготовительная к школе группа)

Конспект интегрированного занятия  

по ознакомлению детей с культурой Башкортостана

(подготовительная к школе группа)

Программное содержание:

1.Развивать у детей познавательный интерес к национальной культуре Башкортостана.

2.Расширять знания детей о красоте и богатстве родного края.

3.Обогащать словарный запас детей, отрабатывать произношение новых слов (хакал, кашмау, тюбитейка, Акбузат, Шуралей, Яман-тау, Шульган-таш, Якты-куль).

4.Углублять знания детей о башкирской национальной одежде; о декоративно-прикладном искусстве.

5.Расширять знания детей об устном народном творчестве башкир, учить выделять положительных или отрицательных героев, давать им нравственную характеристику.

6.Поддерживать у дошкольников интерес к башкирским народным подвижным играм.

7.Приобщать детей к башкирской национальной музыкальной культуре, через слушание части музыкального произведения.

8.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, быть верным другом.

9.Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувства эмпатии к объектам природы.

  Методические приемы:

-         метод словесной передачи и слухового восприятия (легенды, предания, поговорки, вопросы,  голоса птиц, музыкальные вставки);

-         метод наглядного передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, птицы, деревья,  макет горы, озера, сундук, одежда, омулеты, камни, макет ключа);

-         метод практической передачи (трудовые действия);

-         создание ситуаций занимательности, познавательной игры;

-          анализ жизненных ситуаций;

-         методы контроля;

-         индивидуальная работа (конструирование);

-         экспериментирование (опыт очищения воды в природе, работа с лупой);

-         технология управления интеллектуальным развитием старших дошкольников: развитие способности восприятия целостного образа из его частей (пространственное восприятие)

 

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Вы будете путешествовать по родному краю, и вас ждут удивительные встречи.

(Звучит башкирская музыка, появляется в зале Урал – батыр, своими движениями он показывает, что ищет кого-то, смотрит в даль и т.д.)

Урал – батыр: Здравствуйте, как я рад что встретил вас, я Урал – батыр, к вам пришел из глубины веков. Может кто-то из вас знает что-нибудь про меня?

Дети: (ответы детей)

Урал – батыр: Тогда я вам расскажу сам. Я из мира легенд и сказок башкирского народа, победитель быка-великана и многоголового змея-дракона. Я обрызгал живой водой все вокруг и сделал природу бессмертной. Всегда со мной рядом был мой верный крылатый конь Акбузат.

         Но вот прошло время и я потерял своего коня, и пустился в странствия по белому свету, искать его.

         Ребята, вы его не встречали здесь?

Дети: Нет.

Урал – батыр: Как же быть, где мне теперь найти Акбузата? Кто же мне сможет помочь найти моего верного коня? Скажите, ребята, а вы бы смогли мне помочь?

Дети: Может быть, мы сможем помочь?

Урал – батыр: Как хорошо, что я встретил вас, смелых и отважных ребят, которые не боятся трудностей, и согласны мне помочь.

         На своем пути я встретил великого аксакала – это мудрый старец, который сказал, что я сначала должен найти сундук моей бабушки, внутри сундука лежит что-то очень важное. Интересно, где же он может быть? Может он где-то рядом?

(Обращает внимание на сундук в центре зала)

Урал – батыр: Наверно это тот самый сундук. Встаньте посвободней, чтобы всем было видно. Сейчас мы его откроем.

(Достают от туда «хакал» – показываю детям).

         Это нагрудное украшение моей бабушки, оно называется «хакал», бабушка его сделала сама из бусинок и монет.

(Предлагаю потрогать и примерить одной из девочек.)

 Полюбуйся на себя в зеркало.

       Кто запомнил, как называется это нагрудное украшение?

 (Спросить 2 – 3 ребенка).

Урал – батыр: А это, красивый головной убор называется «кашмау». Его девушки и молодые женщины-башкирки одевали на праздники.

       Как называется этот головной убор для девушек?

Дети: Кашмау» (2 – 3 ребенка. Предлагаю примерить одной из девочек)

Урал – батыр: (Достаю тюбитейку) Кто знает что это? Как называется этот головной убор?

         Да, это тюбитейка, мужской головной убор.

Урал – батыр: Посмотрите, здесь еще много интересных вещей. А это балас – башкирский коврик, он украшен башкирским национальным орнаментом, его моя бабушка соткала на ткацком станке. Посмотрите, а вот  и шкатулка. Интересно, что же в ней? (Открываю )

         Ой, какая красота! Это же амулеты, которые защищают людей от нечистой силы и злых духов (показываю всем детям).

         Это  амулеты. С красными бусами – амулеты для девочек, а с зелеными бусами амулеты для мальчиков. Я думаю именно о них говорил мне мудрый аксакал. Давайте поскорей оденем их, чтобы уберечься от злых духов. Вы чувствуете, что становитесь сильнее?

Дети: Да.

Урал – батыр: Но прежде чем отправиться в путь, вам нужно проверить  свои  силы и решить, сможете ли вы справиться с трудностями. Предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Перетяни палку», знаете ли вы эту игру?

Дети: Да.

Урал – батыр: Хорошо, берите спортивные палки и вставайте парами, приготовились. 1, 2 – начинается игра. Крепко держите палку, опирайтесь пятачками, ох какие сильные ребята, давай, давай!

         Молодцы, теперь я не сомневаюсь, со мной будут самые сильные и смелые ребята. Пора нам в путь, друзья.

(Обращаю внимание детей на следы от копыт).

         Точно, здесь побывал мой верный конь Акбузат, он оставил свой серебряный след и поскакал вон туда. Идемте по следам Акбузата.

(Идем по следам)

Урал – батыр: Перед нами знаменитая Капова пещера, иначе ее называют Шульган-таш. Это самая длинная и глубокая пещера Урала. Она известна на только в нашей республике, в стране, но и  во всем мире.

         Вход в пещеру высокий, но постепенно становится низким. Давайте туда войдем, только в пещере надо быть аккуратными, громко не разговаривать, пещера очень древняя.

(Дети входят в пещеру сначала во весь рост, потом переходят на ходьбу в полуприсяде. Останавливаемся перед мольбертом и  поднимаемся во весь рост)

Урал – батыр:  Внутри пещеры Шульган-таш много разных огромных залов, каждый зал особенный. (Показываю      на мольберте).

         Вот зал – царство самой Снежной Королевы. Это (показываю)  –  возвышаются ледовые сталагмиты – такие сосульки, которые растут снизу вверх, они разнообразные по форме и размеру.

 – Кто из вас запомнил, как называются пещерные сосульки, которые растут снизу вверх?

Дети:  Сталагмиты.

 Урал – батыр: А сверху свисают тонкие и длинные сталактиты – сосульки, которые растут сверху вниз. Здесь очень красиво.

 – Как называются сосульки, которые растут в пещере сверху вниз?

Дети: Сталактиты.

Урал – батыр: Молодцы, правильно запомнили. Да, здесь очень красиво, можно долго любоваться и удивляться красоте ледяных фигур. Но темный ход впереди манит к себе, зовет к новым чудесам. Далее по ходу 100 метров от зала Снежной  Королевы находится еще одна загадка пещеры – сталагмит «Погода» - великолепный  натек явно приличного возраста. В этой точке капала вода с минеральными веществами, они затвердевали, и получился такой красивый сталагмит.

 – На что похожа форма сталагмита?

Дети: Торт, пирамида и т.д.

 Урал – батыр: В древности, первобытные люди не умели строить себе жилища. Вместо одежды использовали шкуры убитых зверей. Они жили в пещерах и вот такие рисунки оставили на скалах пещеры Шульган-таш. Если посмотреть внимательно, можно догадаться, какие животные водились в первобытном лесу Башкортостана .(Рассматривание рисунков)

       Как ты думаешь, какое животное напоминает этот рисунок?

       А это кто, как ты думаешь?

Дети: Мамонт, дикая лошадь, носорог покрытый шерстью.

Урал – батыр: Молодцы, а сейчас у нас в лесу Башкирии  обитают эти животные?

Дети: Нет.

Урал – батыр:  А какие животные живут в лесах Башкирии теперь?

Дети: Лоси, лисы, медведи и т.д.

Урал – батыр: Как вы много знаете, вот какие умные ребята. Впереди узкий лаз, нам пора выбираться из пещеры, вперед друзья.

(Поставить лаз, дети проходят через лаз.)

Урал – батыр:  Ребята, перед нами целебный источник. Его называют Святой ключ. Посмотрите, здесь есть следы Акбузата, он наверно приходил напиться воды.

       Кто знает, что означает «целебный источник»?

Дети: Это там, где течет чистая вода, полезная.

Урал – батыр:  Конечно, чистая вода всегда полезна для всего живого.

(Опыт с водой)

         Посмотрите внимательно сюда, как вы думаете, в каком сосуде (колбе) вода пригодна для питья?

       Почему ты решил, что именно из этого сосуда можно выпить воды?

Дети: Здесь чистая и прозрачная вода. А там грязная, мутная вода.

Урал – батыр:  Если человек загрязняет воду, должны пройти долгие годы, прежде чем она очистится.

         А сейчас я вам покажу, как очищается вода в природе.  Грязная вода проходит через песок, глину, камни и становится чистой, прозрачной.

         Перед вами пустой стакан, а на горлышке я прикрепила салфетку с песком, если из сосуда с грязной водой налить воду на песок, посмотрите вниз, течет чистая вода, а на песке остается грязь вот так очищается вода в природе.

Урал – батыр: Лечебные свойства этого источника выявились случайно проезжавшим мимо землемером, у которого болели глаза. Он умылся водой из источника и заметил, что его глаза перестали болеть. С этого момента весть о чудесном роднике разнеслась на всю округу, и за волшебные качества его назвали Святой ключ. Слепые могли видеть, порезы и раны заживали, пьющие эту воду люди очень долго не старели. Давайте, ребята, и мы попьем целебную воду, она нам даст сил и здоровья. (Дети пьют.)  Чувствуете, сколько сил прибавилось?

Дети: Да.

Урал – батыр: Природа нашего края настолько уникальна, что необходимо каждому из нас очень бережно к ней относиться.

         Куда же направился мой Акбузат, куда же ведут дальше следы? (Идем по следу.)

Урал – батыр: Значит, Акбузат поскакал в сторону той прекрасной горы, подойдем поближе.

         Мы очень устали, давайте присядем на этой поляне.

 (Дети садятся на приготовленные места).

Урал – батыр: Перед нами гора Яман-тау. Яман-тау – каменистая зловещая гора. На ней много впадин. Она чаще всего окутана туманами, даже летом на ней холодно. Раньше местные жители боялись восходить на нее. В тумане мерещились им чудовища. Говорили: «Если попадешь на Яман-тау, назад не вернешься». Страх вызывала причудливая скала – Сарыкташ, напоминающая по своей форме старинную кожаную обувь – сарык.

       Повтори, как называется старинная кожаная обувь башкир.

Дети: Сарык  (2 – 3 человека).

Урал – батыр: Стоял на вершине горы каменный столб, а рядом с ним находилось небольшое озеро, в котором будто бы жил змей-полоз, который мог превратиться в грозовую тучу. Потому люди боялись подниматься на Яман-тау с луками и стрелами – гнева оборотня боялись.

         Дед мой говорил, что когда Яман-тау окутывает туман, наступает ненастье; когда же туман поднимается ввысь – следует ожидать хорошей погоды.

         Гора Яман-тау – самая высокая гора в Башкортостане. Нередко нашу республику называют «жемчужиной Урала» и это потому, что она богата всеми дарами природы, а в недрах ее множество полезных ископаемых. Здесь есть гранит (показываю образцы камней), каменный уголь, его используют как топливо, нефть, газ, мрамор, руды черных металлов, медный колчедан, кварц.

         В Башкортостане немало драгоценных камней, малахит, яшма, горный хрусталь, золото. Изделия из драгоценных камней имеют мировую славу. Они хранятся во многих музеях мира.

         Давайте поближе их рассмотрим. Вот тебе медный колчедан, тебе даю кварц, а тебе малахит и т.д. Интересные камушки, а еще интереснее их рассматривать через лупу. Возьмите лупу (дети берут лупы с подноса).

         Посмотрите внимательно, на свои камни.

– Что увидел ты на своем камне? Как он называется? (2 – 3 ребенка)

                У каждого камня своя красота. Положите камни и лупы на место.

Урал – батыр: Нам ребята, пора в путь, искать Акбузата. Перед нами горная река. А какие реки протекают у подножия горы Яман-тау?

Дети: Инзер, Кузьелга.

Урал – батыр: Как же нам перебраться на другой берег?

Дети: По камушкам.

 

Игровое упражнение «По камушкам через горную речку»

 

Урал – батыр: Видите, и на камушках есть следы от копыт Акбузата, значит мы на верном пути.

         Перед нами, ребята, одно из самых глубоких озер Башкортостана, озеро Якты-куль. С этим озером связана удивительная легенда. Говорят, в древности вокруг этого озера стояли непроходимые черные леса. Поселилась в этом озере темная сила – дракон – ялмауз. Губил он все живое вокруг, проглатывал людей, зверей, скот, пришедших на водопой. Даже птицы не могли пролететь над тем озером. От ужаса стал умирать лес, оглушительный треск стоял вокруг озера. Страшного дракона звали Мауыз, поэтому это озеро в древности люди называли Мауызы-куль, то есть «Озеро ненасытного дракона».

         С тех пор прошло много веков. После великой битвы батыров темные силы ушли в далекие глубины и уже не беспокоили людей. Теперь это озеро люди называют «Якты-куль», в переводе «Светлое озеро».

         Вода в озере «Якты-куль» поражает своей особенной прозрачностью и пронзительной чистотой. А хотите побывать на дне озера?

Дети: Да, хотим.

Урал – батыр: Тогда мы займемся интересным видом спорта, который называется дайвинг.

       Кто из вас знает, что это значит заниматься дайвингом?

Дети: Это значит нырять в воду, заниматься подводным плаванием.

Урал – батыр: Мы будем нырять на дно озера Якты-куль. Одевайте снаряжение, маски для подводного плавания. (Одеваем маски и прыгаем в озеро имитация  движений: ныряния и плавания).

Урал – батыр: Посмотрите, какая чистая, прозрачная вода в озере, сколько интересных рыб водится в озере. Может, кто из вас может мне их назвать?

 

Игровое упражнение «Назови озерную рыбу»

 

Дети: Щука, карась, карп, окунь, сом.

Урал – батыр: Молодцы, знаете озерных рыб. Пора выбираться из воды, плывем к берегу. (Дети снимают маски). А дальше нам путь укажут следы Акбузата. (Дети идут по следам Акбузата)

Урал – батыр: Мы попали в царство лесного духа – Шурале, Шурале такой проказник, он всегда строит козни путникам. Чувствуете, под ногами что-то шуршит, приподнимите-ка траву. Ой, да это же волшебный ковер, на котором можно летать, но что с ним, он же испорчен, это все проказы Шурале. Ребята, надо его починить, как это сделать. Вот и детали от ковра, берите их и принимайтесь за работу, старайтесь быть внимательными, смотрите, чтобы узор на ковре получился правильным, целым, только тогда на нем можно лететь.

 

Дидактическая игра «Составь башкирский ковер»

 

Урал – батыр: Посмотрите, какой красивый башкирский ковер получился. Располагайтесь на ковре (стоя). Под волшебные звуки курая мы с вами полетим.

 – Держитесь крепко друг за друга, чтобы никто из вас не упал вниз. Мы взлетели высоко, высоко, летим над полями и лесами, высокими горами. Как красива башкирская земля.

Урал – батыр: Вот мы и прилетели на волшебное пастбище.

(Появляется Акбузат)  

         Нашел я своего верного коня. Как я рад, ребята, что вы мне помогли, без вашей помощи я бы не справился. Ребята, вы настоящие друзья. Недаром у нас в Башкортостане говорят: «У кого много друзей, у того много сил»

         На волшебных лугах пасется еще много лошадей, конечно, они обыкновенные, без крыльев. Я хочу чтобы у каждого из вас был свой крылатый конь, который будет помогать вам в будущем в исполнении вашей мечты.

Урал – батыр: Подходите сюда, выбирайте себе коня, и я научу вас делать крылья для коня.

(Дети подходят к столам, выбирают подготовленные силуэты коней)

         Смотрите внимательно (показ). Попробуйте и вы сделать так.

 (Работа детей).

Урал – батыр: Вот теперь у каждого из вас свой крылатый конь Акбузат, он будет помогать вам в хороших и добрых делах и исполнению прекрасной мечты.

         До свидания друзья, мне пора. До новых встреч.

 

 

 Разработала и провела воспитатель высшей категории Толпакова З.К.

 

 




Powered by Joomla!®. Designed by: joomla 1.7 templates hosting Valid XHTML and CSS.