Company Logo

Сведения о ДОУ

god ehkol ros

1 

      Baner ZATO

PDD

14 soob700

телефон доверия

загружено

        Логотип1

Кто на сайте

Сейчас 26 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ

Методические рекомендации

 по организации экологической тропы

 

Экологическая тропа:

Средняя группа

Объект 1.  Цветник 

Цветник – украшение на территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени: нежные нарциссы, яркие тюльпаны, строгий ирис – цветут весной; календула, настурция – летом; астры, бархатцы, флоксы – осенью.

              

Стихотворение

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Зачем это сделал, сказать не могу.

В стакане цветок постоял и завял.

Но сколько бы он на лугу простоял?

         Объект 2.  Кусты шиповника

         Кусты шиповника – декоративное растение с крупными розовыми цветками. Плоды шиповника содержат много витаминов, полезных для детей, из них варят компот, кисель.

         Объект 3.  Группа стройных молодых березок

        Здесь всегда светло, ветки очень тонкие, и солнечные лучи скользят по ним. Можно любоваться корой белоснежного ствола с черными черточками, ажурной листвой, гибкостью веток, которые хочется погладить.

      Береза зацветает рано весной, прекрасны ее скромные сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

Березка

 У красы – березки платье серебриться,

                У красы – березки зелены косицы,

                                               Со двора к березке выскочили козы,

                                               Стали грызть березку,

                                               А березка – в слезы.

Защищать березку стали мы гурьбою,

    Чтоб краса – березка выросла большою.

                                                                                     (П. Воронько)

Объект 4.  Участок с травянистыми растениями

Обратите внимание детей на красоту зеленой лужайки, среди зелени много разнообразных растений: одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; порхают бабочки, летают пчелы. Объясните детям, что такое «лекарственные растения», научите распознавать их по листьям, цветкам. Учите детей бережно относиться к растениям.

Загадка

Похожа на солнышко, лепестки – лучи,

солнце – донышко.

                                      (Ромашка)

Объект 5.  Площадка отдыха

         Здесь можно подвести итог всему виденному. В лесу можно встретить много разных птиц. Они защищают древесные насаждения от вредителей – насекомых. Многие птицы нашли свой дом в роще: дятлы, синицы, воробьи, трясогузки.

         Вспомните вместе с детьми стихи поэтов, например: А.Фета, А.Пушкина, С.Есенина.

Экологическая тропа:

Старшая группа

                   Объект 1.  Муравейник

         Всем известно, что муравей – санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит, лес здоровый. Нужно объяснить, что муравейники нельзя разорять, нельзя совать в них палки, нельзя давить муравьев. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом – кто соломинку тащит, которая больше муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей – труженик, муравей – защитник леса. Вот почему муравейники следует охранять.

Загадки

Погляди на молодцов –

                                                           Веселы и бойки,

 Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

       Вот один споткнулся вдруг

                                                           Под тяжелой ношей,

      И спешит на помощь друг,

                                                           Тут народ хороший!

                                                           Без работы, хоть убей,

                                                           Жить не может…

                                   (Муравей)

***

На поляне, возле елок,

   Дом построен из иголок.

                                                           За травой не виден он,

       А жильцов в нем миллион.

                                          (Муравейник)

Объект 2.  Группа деревьев

         На лесной поляне можно увидеть различные породы деревьев. Они не посажены человеком. И поэтому рядом с сосной можно увидеть березу, а чуть дальше и осину с ольхой, маленькая елка скрылась под ветвями большой ивы. Вот почему здесь можно увидеть и различие, и сходство деревьев. С ранней весны наблюдаем за тем, как набухают почки, где раньше, а где позже, с какого дерева осенью раньше опадает лист, чьи листья чаще яркие и красивые. Да, много интересного увидишь, если полюбишь деревья.

         Объект 3. Цветы, лесная поляна

 Только сойдет весной снег, на поляне можно увидеть первые цветы – пролески или синие подснежники. Подснежники появляются на проталинах, где рядом лежит снег. С начала мая увидим и хохлатку – она любит расти около кустарников, в лесу. А когда придет лето, увидишь тут и желтые бубенцы купальницы, лесной колокольчик склонил свою головку. А белая ромашка всегда остановит человека своей простой красотой. 

Многие думают, что природа неисчерпаема.  Объясните детям, что огромный букет не принесет столько радости, как цветок, растущий на поляне.

         Объект 4.  Огород, поле с посевами

         Когда выходишь из леса, то сразу вдыхаешь полной грудью простор поля. За тем, что происходит в поле, можно наблюдать в разное время года. Весной сеют зерно. Летом ростки уже весело зеленеют под солнцем. А осенью смотришь и не веришь глазам, что все это богатство – колоски, зерна – могло появиться из маленького зернышка. Учите детей видеть, что это земля нас кормит, не зря ее ласково называет народ «земля – матушка». Посмотрите, что дает нам земля, – каких только овощей не вырастит трудолюбивый хозяин.

         Берегите землю, любите ее, и она всегда одарит нас богатством урожая с поля и огорода!

Стихотворение

Вижу чудное приволье,

                                                           Вижу нивы и поля –

                                                           Это русское раздолье,

                                                           Это Родина моя!

                             (Ф.Савинов)      

Экологическая тропа:

Подготовительная группа

         Объект 1.  Газон

         Газон – это украшение детского сада. Зелень газона приятно действует на зрение человека, служит средством борьбы с образованием и перемещением пыли, вредной для здоровья человека, способствует сохранению чистоты воздуха, обогащая его кислородом. Травянистые растения газонов предохраняют почву от чрезмерного нагрева солнечными лучами. Газон обсажен подстриженными кустами боярышника, черноплодной рябины, акации, шиповника.

         Объект 2.  Деревья на территории детского сада

   Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение синиц, снегирей, свиристелей. (Назовите встретившихся на пути деревья: березы, тополя, осинки, ольхи, ели, сосны, ясени, пихты.)

         Путь продолжается по аллее к цветнику.

         Объект 3.  Цветник

  В цветнике используются декоративные возможности однолетних растений. Их компонуют по окраске, высоте, сортам, составляя на цветнике композиции. Чтобы цветник был нарядным с ранней весны, в него следует высаживать яркие, цветущие рано растения (тюльпаны, нарциссы).

     Двухлетние растения – маргаритки, виолу, петуньи впоследствии заменяют на летники,   которые будут цвести и летом, и осенью (георгины, флоксы, календулу, гвоздику, астры, гладиолусы). После остановки у цветника путь продолжается далее до конца аллеи детского сада и за территорию детского сада.

         Объект 4.  Муравейник

    Большой, красивый, плотный муравейник; дети наблюдают за тружениками-муравьями, смотрят, как они суетятся, трудятся. Далее тропа идет от муравейника к конечной точке.

         Объект 5.  Лужайка

  Если прийти сюда в разгар лета, то увидишь, что небольшой лужок весь пестреет цветами, а воздух наполнен ароматом цветов, над которыми «гудят» жуки, шмели, стрекочут кузнечики.

  В заключение педагог говорит с детьми о том, почему надо соблюдать правила поведения на природе – не оставлять мусор, ничего не ломать, не срывать, не бросать.

         Объект 6.  Аптека Айболита

 На лужайке можно найти лекарственные растения. По краям тропинки много подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать-и-мачеху. На лужайке можно встретить пастушью сумку. А уж крапиву и лопух и искать не надо.

         Объект 7.  Березовая роща

  Человек сажает березу около своего жилья в садах, парках. Дерево светолюбивое и морозостойкое. Страдает береза от дыма и газов, не переносит уплотнения почвы. На фоне зелени травы красиво выделяются белые стволы любимых деревьев. С березой мы знакомимся уже в детских сказках, песнях, стихах. Русская береза – символ России. Популярна береза и потому, что имеет целебную силу.

         Объект 8.  Гнездование птиц

 На старых березах можно увидеть гнезда ворон. Птицы ремонтируют гнезда. Понаблюдайте с детьми, как птицы с прутиком или тряпочками в клюве летят к гнездам, отнимают друг у друга ношу. Объясните детям, для чего птицам необходимы тряпочки, вата, шерсть.

         Объект 9.  Лесная поляна

 Здесь можно постоять и услышать щебет лесных птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением сороки. Это очень чуткая и осторожная птица. При малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех в лесу.

         Объект 10.  Рассматривание среза земли

  Здесь дети увидят корни растений. Показать, что все они разные. Рассказать об их назначении. Объяснить детям, почему цветы в вазе стоят недолго, а на лугу живут долго. Рассмотреть насекомых, которые могут там находиться.

 

 

 Разработала воспитатель высшей категории Иванова Н.С.

 

 

 




Powered by Joomla!®. Designed by: joomla 1.7 templates hosting Valid XHTML and CSS.