Company Logo

14 soob700

телефон доверия

загружено

        Логотип1

PDD

      Baner ZATO

god ehkol ros

1 

Кто на сайте

Сейчас 30 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Социально-личностное развитие

«Духовно-нравственное воспитание ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА РОССИИ 

 в условиях реализации ФГОС».

 Для просмотра приложений их нужно скачать на свой компьютер и разархивировать 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Вспомним, что такое духовность и нравственность?

   Духовность - это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу – к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание – процесс формирования у человека:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Поэтому, духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В воспитании россиянина, гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию. Именно с детского сада начинается формирование этих понятий.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".

В условиях реализации ФГОС воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, воспитывать любовь и уважение к людям. Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей. Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, необходимо знакомить детей с достопримечательностями своего города, рассказывать им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Так как приоритетным направлением работы нашего ДОУ является социально – личностное развитие детей, а 2015 год объявлен Годом литературы, одна из годовых задач на 2015-16 учебный год звучит так: «Повышение уровня социально-личностного развития воспитанников средствами художественной литературы». В начале декабря по этой теме в ДОУ проведен педсовет. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 Никто не станет возражать, что художественная литература оказывает сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления.  «Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. И, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей положительных эмоций – у сказок. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка.

Воспитатели средней группы «Белоснежка» совместно с детьми и их родителями реализовали интересный проект «Знакомство с книгой». Проект позволил повысить интерес детей к художественной литературе, дети познакомились с составными частями книги: обложка, страница, текст, иллюстрации. Ещё дети узнали, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках. Закрепили правила обращения с книгой. Теперь дети могут занять себя в книжном уголке, выбрать книгу, настольный театр, дидактическую игру, рассматривают иллюстрации, любят слушать, когда им читают взрослые. В процессе подготовки проекта все получили удовлетворение от совместной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Проанализировав литературные произведения, с которыми педагоги знакомили детей, можно выделить следующие личностные качества, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы:

Вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините». (Э. Мошковская, «Волшебное слово»);

Уважительность – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. (Е. Михаленко, «В дороге»);

Честность – умение говорить правду про себя в любой ситуации.

(Л.Н. Толстой, «Косточка», Е. Михаленко «Признание»);

Совестливость – способность испытывать чувство стыда за свои поступки. (Л.Н. Толстой «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», Л Пантелеев «Трус»);

Сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. (В. Катаев, «Цветик – семицветик»;

Скромность – умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным. (Г.-Х. Андерсен, «Дюймовочка»);

Дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку. (Сказки «Теремок», «Рукавичка»).

Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина страны. Педагоги всех групп с энтузиазмом работали в этом направлении, и положительные результаты налицо.  Доминирующим типом взаимоотношений между детьми стало отношение сопричастности, которое проявляется в стремлении детей к совместной деятельности, в согласовании интересов. Более активные дети стремятся вовлечь стеснительных детей в общее дело, не на словах, а реально помогают им, уступают лучшее, помогают в игре, причем все это осуществляется по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Повысился уровень культуры детей, отношение к природе стало ещё более ответственным и бережным. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Работа нравственно – духовной направленности «Народные праздники» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам культуры через русские и башкирские народные праздники.

 Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды: они всегда были почитаемы народом; это тоже часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта. Приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Любимые праздники в нашем ДОУ, которые празднуется вот уже несколько лет подряд – «Шежере байрамы» («Праздник родословной») и «Масленица». Семейный праздник, праздник родословной, - он знакомит детей с родственниками нескольких поколений; воспитывает в детях чувство гордости за семью, близких. Веселые развлечения на Масленицу, народные персонажи с шутками и … блины на морозе с горячим чаем! Что может быть лучше?! В этом году в рамках клуба «Выходного дня», воспитатели, дети и родители подготовительной к школе группы встречали Новый год по старому стилю в выходной, на площади города. Родители веселились не меньше, чем дети, участвуя в подготовленных конкурсах. А дети испытывали чувство гордости за своих родителей.  Желающих посмотреть и принять участие в празднике оказалось немало и среди прохожих. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 

Воспитатели двух младших групп: «Красная Шапочка», «Солнышко» и средней группы «Белоснежка» творчески подошли к такой задаче, как воспитание любви к маме, семье. И в преддверии Дня матери в группах проведены интереснейшие мероприятия: развлечения, изготовление подарков для мам, совместные игры с мамами в ДОУ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

С 1 по 15 октября 2015 года в ДОУ проходили тематические дни, посвященные празднованию Дня суверенитета Башкортостана, с цельюформирования представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Решались следующие задачи: расширять представления детей о родной стране и родном городе, знакомить детей с башкирским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Башкортостану. Продолжать знакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города, закрепить название города, в котором живут дети, название главных улиц и площадей, символику города. Познакомить детей с творчеством уральского писателя П.П. Бажова. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, чувства гордости, восхищения красотой родного города. Формировать желание сохранять чистоту, порядок в своем городе. Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому.

Все проводимые мероприятия в группах: обновление предметно-развивающей среды о родном крае, проведение открытых занятий и утренников, знакомство с новыми башкирскими играми, составление ШЕЖЕРЕ (семейного древа, родословной) были направлены на решение поставленных задач. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

В ноябре прошло празднование Дня народного единства. Готовясь к этой дате, мы знакомили детей с национальными символами России, заучивали слова гимна РФ, знакомили с историей праздника. В детском саду прошло музыкальное развлечение «День народного единства». Воспитанники подготовительной и старших групп торжественным маршем собрались в музыкальном зале.  Дети читали стихи, пели песни о России и о доброй планете. С большим интересом ребята смотрели презентацию о своей Родине и исполнили танцы «Богатыри» и «Моя Россия». Таким образом, праздник «День народного единства» в детском саду прошёл торжественно, дружно и запомнился всем его участникам. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Конечно, не обошли вниманием мы задачу патриотического воспитания, в связи с 70-летием Великой Победы. Была проведена огромная работа с детьми, к совместному творчеству были привлечены родители.

В холле ДОУ оформлен уголок Памяти «У войны не детское лицо», украшены здание и участки ДОУ. В каждой группе сформированы свои «Уголки Памяти», организованы совместные с родителями творческие проекты. Изготовлены атрибуты к играм, проведены экскурсии к памятным местам в городе. Все запланированные мероприятия проведены на должном уровне и в срок. ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, стал ещё выше в вопросах патриотического воспитания дошкольников. Заметно вырос уровень педагогической, коммуникативной культуры родителей, их заинтересованности в патриотическом воспитании и развитии детей. У детей старшего дошкольного возраста появилось осознанное отношение к ветеранам войны и Дню Победы. Мы приняли участие во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ!». А 15 мая 2015 года на территории ДОУ был проведен флешмоб «Мы за мир». ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Вся проведенная работа по духовно – нравственному воспитанию ещё больше сплотила наш дружный коллектив (педагогов, детей и их родителей). В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ придерживаются и будут придерживаться этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.




Powered by Joomla!®. Designed by: joomla 1.7 templates hosting Valid XHTML and CSS.