Company Logo

Наш детский сад

14 soob700

телефон доверия

загружено

        Логотип1

PDD

      Baner ZATO

god ehkol ros

1 

Кто на сайте

Сейчас 72 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников

 «Роль художественной литературы

 в воспитании нравственных качеств дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель

Болсун Надежда Александровна

 В нашей стране остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения.

               Большая задача в воспитании нравственности у детей ложиться на нас, воспитателей. Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

             Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанный характер.

             В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и отношений любви к родному городу, селу, к Родине.

           В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.

            Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература.

          «Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

          Литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.

         При ознакомлении со списком художественной литературы, который предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений. Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде взрослых, о животных и птицах и т.д.

           Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и воспитательную.

            Например, читая книгу С. Баруздина «Страна, где мы живем» дети как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером. Они получают первые представления о красоте и богатстве, о силе и могуществе нашей страны. И такие ёмкие слова «Наша Родина», «Наша Россия» становятся для них более понятными, наполненными конкретными представлениями.

            Свои первые самые важные шаги в познании окружающего мира дети совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт, который накопило человечество.

             Взрослым многому надо научить детей.  И не только всевозможным жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности, справедливости, трудолюбию. Взрослые могут добиться положительных результатов в воспитании, лишь доказывая правоту своих взглядов собственным примером и положительным примером окружающих людей. Успех воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. В решении этого вопроса книги оказывают неоценимую помощь.

               Книги рассказывают о той жизни, которой живут взрослые, показывают духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают, умеют и любят их родители.  Возьмем стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»

            Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой труда. Помогут в этом произведения С. Маршака «Ледяной остров», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», И. Винокура «Самолет летит», И. Туричина «Человек заболел» и многие другие.

               Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны.  И – самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек.

             Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и сложном процессе воспитания детей.

            Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется,

чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги Я. Акимова «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности. Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания.

            Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А. Гайдара «Сказка о военной тайне», В. Тайца, В. Осеевой «Волшебное слово», В. Носова «На горке» и другие.

             Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства, желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они понимают их значимость.  Их нужно ввести в мир природы, сделать его понятным, интересным, близким, необходимым. Дети не злые. Но я хочу рассказать об одном случае. Один мальчик ловил на полянке бабочек и запихивал их в спичечный коробок. На вопрос ему столько бабочек ответил, что они нужны ему для цирка, что он дрессировщик. Мальчик зажимал крылья бабочек пальцами и   считал до 10, потом подбрасывал бабочку – бабочка вспархивала, но не взлетала и медленно садилась на его ладонь. Она вообще больше не могла летать, своей «дрессировкой» мальчик стер пыльцу с крыльев бабочки.

            – И сколько же их у тебя?

           – Да вот, уже 5! – и с гордостью показал.

            Мальчик, конечно, не знал, что, делая все это, приносит непоправимый вред. Он просто не представлял, как надо вести себя с природой. Для того, чтобы дети научились подлинной, разумной любви к природе, ко всему живому нам помогают книги, рассказы и сказки о природе. 

             Великим мастером рассказов о природе был В. Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» и другие. Все эти рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.

          Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Н. Дурова, Г. Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения классиков – стихи А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева.

         Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги С.Я. Маршака «Как печаталась ваша книга» и другие.

          И, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей положительных эмоций – у сказок.

          В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка.

          Если добрая девочка из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу, и он награждается ее серебром да бриллиантами за труд и заботу о нем, то ленивую завистливую девочку «награждает» только ледяной сосулькой, что является наказанием за   лень и грубость.

        Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши.

             Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев.

             Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки Г.Х. Андерсена… и мн. др. авторов.

            Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра.  Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе» …




Powered by Joomla!®. Designed by: joomla 1.7 templates hosting Valid XHTML and CSS.